Адаптивная платформа – новый репетитор: как алгоритмы прививают навык непрерывного обучения

Адаптивная платформа – новый репетитор: как алгоритмы прививают навык непрерывного обучения

10 июня learning-инженер «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» Анна Винокурова выступила на конференции eLearning elements – мероприятии, на котором освещаются все ключевые вопросы современного корпоративного образования. Она объяснила, как создать пространство для диалога между учащимися и платформой адаптивного обучения (на примере платформы Rhapsode™ датского партнера «ЛАНИТ-ТЕРКОМ», компании Area9), чем работа с алгоритмами напоминает занятия с репетитором, что такое зона ближайшего развития и почему в важно находиться.

Анна отметила, что адаптивное обучение стремится воссоздать опыт классического занятия с репетитором. Как и в традиционной модели «ученик-наставник», каждый пользователь адаптивной платформы получает персонализированные образовательные треки и улучшает навыки по рекомендации платформы. Так из симбиоза алгоритмов и опыта обучающегося формируется наиболее эффективный и действенный способ обучения. 

Чтобы рассмотреть этот процесс изнутри и объяснить, в чем похожи занятия с репетитором и адаптивное обучение, Анна предложила участникам конференции обратить внимание на один из ключевых научных принципов, заложенных в платформу – удержание ученика в зоне ближайшего развития (ЗБР). В ЗБР входят задачи, которые ученик не может решить самостоятельно, но с которыми справится при помощи наставника. В этой зоне учащийся достигает максимальной эффективности обучения и не просто запоминает материал, а развивается, решая сложные задачи. 

В традиционном обучении это работает так: ученик получает задания, при выполнении которых необходимо обращаться за помощью к учителю, затем получает эту помощь и решает задачу. В адаптивном обучении функцию «помогающего учителя» выполняет платформа. С помощью алгоритмов она выстраивает индивидуальную траекторию учебного модуля для каждого пользователя так, чтобы он оставался в ЗБР (то есть, обращаясь за помощью к платформе, постоянно получал информацию, которую усвоил не до конца). Например, если на сложный вопрос ученик дает частично или полностью неправильный ответ, система предлагает ознакомиться с корректным вариантом и выдает больше информации по теме. Так платформа подстраивается под конкретного ученика, создавая для него индивидуальную траекторию обучения. 

Чтобы объяснить, как алгоритмы платформы заставляют пользователя закреплять знания, Анна предложила участникам конференции детально рассмотреть конкретный учебный модуль. Зрители узнали, как платформа собирает информацию о том, насколько быстро и легко ученик справлялся с заданиями и отбирает для него темы, которые предстоит изучить глубже. Исходя из этих данных, система предложит повторить плохо усвоенный материал.

Анна Винокурова, learning-инженер «ЛАНИТ-ТЕРКОМ»: «Адаптивное обучение рождается на стыке педагогики, когнитивной психологии и информатики. Поэтому концепт зоны ближайшего развития – это далеко не единственная научная теория, заложенная в нашу платформу. Rhapsode™ не только несет в себе лучшие традиционные способы обучения, но и отражает современные тренды – к разработке платформы подключены ведущие мировые педагоги и эксперты в области образования».